МКУ Организатор Пассажирских Перевозок

Город Казань – столица Республики Татарстан – один из древнейших городов России, город с тысячелетней историей и богатой культурой, с численностью населения около 1,2 млн. человек, обладающий мощным энергетическим, производственным и научным потенциалом. В 2006 году началось крупномасштабное реформирование городского пассажирского транспорта. Важнейшей задачей реформирования было определено повышение качества транспортного обслуживания населения на основе привлечения крупных инвестиционных ресурсов и применения современных инновационных технологий.

В первую очередь, предусматривалось внедрение современной автоматизированной системы управления транспортом на базе спутниковых навигационных систем.

Сегодня Казань — один из немногих городов России, где весь городской пассажирский транспорт, независимо от форм собственности перевозчиков, работает в единой автоматизированной диспетчерской системе. За сутки перевозится более 450-ти тыс. человек, совершается около 1 млн. поездок. Объем перевозок в среднем за год составляет более 350 млн. пассажиров. Почти 79% пассажиров перевозится автобусами.

Надо отметить, что в Казани уже имелся значительный опыт по внедрению и эксплуатации автоматизированных систем. Еще в 1978 году была внедрена одна из первых в Советском Союзе систем диспетчерского контроля и управления автобусами на базе ЭВМ (АСДУА). Свыше шестисот городских автобусов и трехсот такси управлялось в то время из единого диспетчерского центра. С технической стороны это был вычислительный комплекс на базе ЭВМ М6000 и ЕС 1022, радиостанции, установленные на автобусах, приемо-передающие устройства контрольного пункта с антеннами, смонтированные на остановках и телефонные линии связи.

Много лет верой и правдой служила данная система, обеспечивая контрольные диспетчерские функции на городских маршрутах. Однако оборудование ветшало, возникли новые подходы к диспетчерскому управлению, появились интересные разработки на базе спутниковых навигационных технологий. Кроме того, в конце 90-х – начале нового тысячелетия произошли серьезные изменения в сфере организации пассажирских перевозок. Резко увеличилось количество перевозчиков, снизился их профессиональный уровень, увеличилось количество автобусов на маршрутах за счет вымывания автобусов большой вместимости автобусами ПАЗ и Газель. Все это потребовало принятия срочных мер по изменению всей системы управления пассажирскими перевозками.

В данной ситуации с целью сохранения контроля над городскими перевозками Мэрия города приняла на себя затраты по приобретению и установке оборудования за счет средств городского бюджета, что и позволило нам за 2 месяца развернуть полномасштабную спутниковую навигационную систему с использованием бортовых комплектов «Гранит-Навигатор-02».

В настоящее время под контролем системы находятся весь подвижной состав городского пассажирского транспорта (около 1200 ед./) и почти 600 единиц специальной техники.

Было создано муниципальное унитарное предприятие «Организатор пассажирских перевозок», которому были делегированы дополнительные функции управления и контроля. На базе нашего предприятия развернуты центральная диспетчерская служба, сервер сбора и обработки информации, сервер баз данных для хранения радионавигационной информации, коммуникационное оборудование связи и компьютерная сеть.

Для осуществления диспетчерского управления и инструментального контроля автобусов наше предприятие использует программно-вычислительный комплекс АСУ-Т (Автоматизированная навигационная диспетчерская система управления автобусами), для расчета автобусных расписаний программно-вычислительный комплекс «Расписание», для диспетчерского мониторинга специального транспорта – программно-вычислительный комплекс автоматизированной навигационной системы мониторинга и контроля спецтранспорта. Программное обеспечение ЗАО „НПП «Транснавигация“ г.Москва.

Во всех транспортных предприятиях установлено 14-ть удаленных терминалов автоматизированных рабочих мест диспетчеров. Удаленные терминалы АРМ «Руководителя» установлены у Мэра города, Первого заместителя руководителя Исполкома, Председателя Комитета по транспорту.

В системе АСУ-Т реализуется процесс мониторинга движения, то есть определение местоположения автобуса по данным спутниковой навигации, обеспечивается голосовая связь водителя с диспетчером, осуществляется контроль выпуска автобусов на линию, выполнением рейсов, соблюдением графиков и скоростей движения.

Круглосуточно каждый диспетчер на компьютере рабочего места контролирует примерно по 200 единиц подвижного состава. На экране монитора в реальном масштабе он времени видит местоположение любого автобуса на электронной карте города, имеет набор различных таблиц и форм, отражающих текущую обстановку на маршрутах, контролирует и управляет движением автобусов на закрепленных маршрутах.

Система предоставляет возможность анализировать состояние перевозок в разрезе каждого автобуса, бригады, маршрута, предприятия и города в целом в реальном масштабе.

Расчет маршрутных расписаний, технологическую поддержку и ведение баз данных по транспортным предприятиям обеспечивают технологи. Установку, техническое обслуживание и ремонт бортовых навигационных комплектов и автоинформаторов остановок, программную поддержку автоматизированных рабочих мест диспетчера в предприятиях осуществляет специальная служба.

Использование автоматизированной диспетчерской системы позволило обеспечить качественное улучшение эксплуатационных показателей транспортной работы транспортных предприятий. За счет ужесточения контроля и возможности принятия оперативных решений существенно увеличился выпуск подвижного состава — с 76 до 94%, регулярность с 85% до 90%. Еще больший результат от внедрения системы достигается за счет ее интеграции с системами управления транспортных предприятий, таких как МУП АТП-2 и МУП АТП-4. В данном случае реальная экономия достигается за счет снижения холостых пробегов, экономии ГСМ, запчастей, упорядочения заработной платы водителей.

Трудно переоценить значимость системы для обеспечения безопасности пассажирских перевозок. АСУ-Т предоставляет информацию о нарушениях скоростного режима, возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций. Уменьшение нарушений скоростного режима позволило более, чем на 40% сократить аварийность по вине водителей городского пассажирского транспорта.

В целях обеспечения качества обслуживания и информационного обеспечения пассажиров функции АСУ-Т были расширены. На остановках общественного транспорта установлены 10-ть информационных табло, взглянув на которое можно увидеть реальной время прибытия ближайшего автобуса на остановку. Данная информация передается с помощью системы спутниковой навигации, которая соединяет автобусы, диспетчерский пункт и информационные табло.

Осуществлен проект по информированию пассажиров о расписаниях, графиках и фактическом движении транспорта, позволяющий обеспечить получение информации, через Интернет и мобильную телефонную связь.

Продолжая начатую работу по повышению культуры обслуживания пассажиров мы полностью оснастили весь подвижной состав городского пассажирского транспорта автоинформаторами, осуществляющими объявление остановок на 2-х государственных языках в салонах транспортных средств по данным спутниковой навигации бортовых комплексов без участия водителя.

Подготовка к Всемирным студенческим играм 2013 года ставит перед нами еще более масштабные задачи. Произойдет обновление программного обеспечения АСУ-Т до версии 4.1 и замена всего компьютерного парка предприятия, включая замену серверов. К весне 2013 на всех маршрутах пассажирского транспорта остановки будут объвлять и на английском языке. Кроме того, мы рассматриваем варианты и осуществляем поиск партнеров и инвесторов для реализации проекта по установке «умных остановок.